Итоговое сочинение

 

   Муниципальное автономное 

общеобразовательное учреждение

 "Верхнегородковская средняя

общеобразовательная школа"

 

Итоговое сочинение

 

2023-2024 учебный год

 

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 16.10.2023 г №26-01-06-962  "О перечне мест регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения), перечне мест и сроках ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения) на территории Пермского края в 2023-2024 учебном году"

 

 

2022-2023 учебный год

 

Приказ Министерства образования и науки Пермского края №26-01-06-983 от 12.10.2022 г "О перечне мест регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения), мест и сроков регистрации, ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения) на территории Пермского края в 2022 -2023 учебном году"

 

 

2021 - 2022 учебный год

 

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

 

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 14.10.2021 № 26-01-06-1012 "Об утверждении перечня мест регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения), мест и сроков ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения) на территории Пермского края в 2021-2022 учебном году"

 

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 03.11.2021 № 26-01-06-1086 "Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Пермского края в 2021-2022 учебном году

 

Итоговое сочинение (изложение) проводится:

в первую среду декабря - для обучающихся, выпускников прошлых лет, обучающихся СПО.

в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) – для выпускников прошлых лет и обучающихся СПО;

Для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

Сроки и продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в 2021 году  1 декабря, в 2022 году в дополнительные сроки — 2 февраля и 4 мая. 

Продолжительность выполнения  итогового сочинения (изложения)  составляет  3 часа 55 минут (235 минут).

В продолжительность выполнения  итогового сочинения  (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).  

Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) для обучающихся 11 (12) классов, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.

Итоговое сочинение вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее - выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - СПО), а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях (далее - ОО).

Внимание!

Обучающиеся СПО, которые учатся в ОО СПО, имеющей аккредитацию по программам среднего общего образования (где выдают аттестаты за 11 класс), регистрируются на сочинение в своем учреждении.

Обучающиеся ОО СПО, которые учатся в ОО СПО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые не планируют получать аттестат, регистрируются на сочинение в своем учреждении.

Обучающиеся ОО, в том числе СПО, которые учатся в ОО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые планируют получить аттестат, регистрируются на сочинение, как экстернат обычной школы, т.е. НЕ через пункт регистрации выпускников прошлых лет (далее – ВПЛ).

Итоговое изложение вправе писать:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации

Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут самостоятельно выбрать сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием.

Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке, проходит в образовательных организациях. 

С особенностями формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, можно ознакомиться на сайте http://www.fipi.ru/

Для написания сочинения (изложения) используются бланки единого формата , утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участника, помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:

ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)

инструкция для участников итогового сочинения (изложения).

Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения).

    Утверждены следующие тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    3. Преступление и наказание — вечная тема
    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

     

     

    Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

    3. Преступление и наказание — вечная тема.
    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

    Как успешно подготовиться и написать итоговое сочинение 

    На сайте   Аctivityedu.ru  в рубрике «Спросите эксперта» опубликованы ответы председателя предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в  Москве, начальника отдела Московского центра качества образования. Дощинского  Романа Анатольевича на вопросы на что следует обратить внимание при подготовке и написании итогового сочинения. В частности, Роман Анатольевич советует:

    — приступая к работе, необходимо тщательно продумать формулировку темы сочинения;

    — готовясь к сочинению, полезно заучить афоризмы или цитаты известных личностей, что может пригодиться при раскрытии темы, для вступления или заключения, а также для аргументации;

    — четко сформулировать проблему и собственное отношение к ней;

    — высказывание следует выстраивать так, чтобы оно было логичным: тема – проблема – тезис – аргументы;

    — планируя структуру сочинения, надо помнить о его трехчастности: вступление, главная часть, заключение.

    Дощинский Р.А. отметил, что особенностью итогового сочинения является его литературоцентричность,  т.е. ученик обязательно обращается к прочитанной книге, аргументацию строит, опираясь на хорошее знание текста.

    Он также обратил внимание, что для подготовки следует использовать   лишь проверенные учебные материалы и открытые ресурсы, например:

    — Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie;

    — Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/https://youtu.be/D8qFDDr02HE;

    — Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598https://mcko.ru/articles/2616http://rcoi.mcko.ru/webinars/;

    — Ресурсы МЭШ.

    Р.А.Дощинский  напомнил и основные критерии оценки работы, а также, что объем итогового сочинения должен составлять не менее 350 слов и если в работе меньше 250 слов, то автоматически ставится «незачет». При подсчете учитывают все слова, в том числе  служебные. Кроме того, чтобы получить зачет, на 100 слов можно сделать не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

    Если все же выпускник будет не согласен с оценкой экспертов, он или его законный представитель может подать заявление на имя директора школы с просьбой организовать перепроверку работы независимым экспертом. И еще Роман Анатольевич посоветовал: «Если хотите научиться писать сочинение, надо его писать». 

    Напомним, что продолжительность итогового сочинения  — 3 часа 55 минут. Начало экзамена — 10:00 по местному времени. Если выпускник потерпит неудачу или по уважительным причинам не сможет присутствовать на сочинении, он может это сделать в резервные дни — 2 февраля и 4 мая 2022 года.

    Подробности по ссылке: МЦКО (mcko.ru)

     

     

     

     

     

     

     

    Дата последнего обновления страницы 23.04.2024
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
    Версия для слабовидящих
    Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения